• Сертификация. Все виды.

  • Добровольная сертификация продукции

    Добровольная сертификация продукции — это процедура, подтверждающая соответствие продукции установленным стандартам и требованиям. Она проводится по инициативе производителя или продавца, а не по требованию законодательства. Добровольное подтверждение соответствия продукции, так же как и обязательное, регулируется ФЗ № 184 «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 г.). Ее цель не столько юридическое соответствие, сколько маркетинговое позиционирование и повышение привлекательности товара либо особое условие со стороны продавца.

    Примечание: необходимо учитывать, что добровольная сертификация не исключает наличия обязательной, а действует параллельно. Так, если продукт подпадает под действие технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС), он обязан быть сертифицирован согласно требованиям ТР ТС (ЕАЭС). Товары, включенные в список на обязательную сертификацию, должны иметь сертификат соответствия РФ. 

    Системы добровольной сертификации

    Добровольная сертификация продукции является комплексным мероприятием. Ее осуществляют аккредитованные органы на основании национальных или международных стандартов качества и безопасности. Системы получения добровольного сертификата могут базироваться на отраслевых, экологических, этических и других принципах. Принципиальное отличие добровольной процедуры от обязательной заключается в том, что участие в процессе инициируется самим производителем/продавцом, а не регулируется законодательством.

    До последнего времени наиболее распространенной системой сертификации продукции в Российской Федерации считалась система ГОСТ Р (была отменена окончательно в 2018 г.). Ей на смену пришли бланки, утвержденные в системе Росстандарта. Их выпускают ФБУ «Интерстандарт» для систем, имеющих аккредитацию Росстандарта. Хотя новые формы внешне очень похожи на старые, были внесены изменения в верхнюю часть бланка и удалена символика ГОСТ Р.

    Основные цели и задачи добровольного получения сертификата:

    • позиционирование на рынке. В условиях жесткой конкуренции наличие сертификата может стать важным преимуществом для продукции и выделить ее среди аналогов. Документ подтверждает качество товара и его особенности, что может повысить лояльность потребителей;
    • выход на новые рынки. Для продажи в некоторых регионах и странах добровольная сертификация может быть неофициальным требованием или дополнительным плюсом при внедрении продукта на новый рынок;
    • прозрачность и доверие. Для компаний, которые ценят свою репутацию и хотят построить долгосрочные отношения с партнерами и потребителями, добровольные сертификаты на их продукцию подтвердят ответственность производителя и повысят доверие потребителей;
    • совершенствование стандартов. Прохождение испытаний на качество может стать для компании стимулом к непрерывному улучшению качества продукции.

    Кому нужна добровольная сертификация продукции

    Добровольная сертификация продукции — это способ подтвердить качество товара, усилить его конкурентные позиции на рынке, а также это мощный маркетинговый инструмент, который может помочь бизнесу занять свою нишу и увеличить продажи. Обычно добровольно пройти сертификацию решают:

    • компании-производители и поставщики товаров. Их задача — выделить свой продукт на фоне конкурентов. Сертификат соответствия становится доказательством того, что товар соответствует высоким стандартам качества;
    • экспортеры. В большинстве случаев иностранные партнеры предпочитают работать с теми производителями, которые могут документально подтвердить уровень продукции. Наличие сертификата является ключевым фактором при выходе на новые рынки;
    • розничные продавцы и сети магазинов. Для них сертификат соответствия является дополнительным аргументом в пользу определенного производителя.

    Таким образом, сертификат соответствия является не только доказательством качества и безопасности продукции, но и инструментом дифференциации товаров и услуг на рынке.

    Этапы сертификации

    Процедура добровольной сертификации может меняться в зависимости от специфики товара. Тем не менее базовая система предполагает следующие шаги:

    • подготовку документации. Производитель или поставщик предоставляет необходимые документы, в числе которых технические условия, декларации о соответствии, а также результаты предыдущих испытаний (если они проводились);
    • выбор сертифицирующего органа. В России проведением сертификации и декларирования товаров и услуг занимаются исключительно аккредитованные и уполномоченные органы. Поэтому, выбирая исполнителя, удостоверьтесь, что он имеет данные полномочия;
    • испытания образцов продукции. В аккредитованных лабораториях проводятся тесты для определения соответствия продукции заявленным требованиям и стандартам;
    • анализ результатов. На основе полученных данных уполномоченные эксперты выносят заключение о возможности предоставления сертификационного подтверждения;
    • выдачу сертификата. При положительном результате производителю/поставщику выдается сертификат, подтверждающий качество и соответствие его продукции установленным стандартам;
    • постсертификационный контроль. Для поддержания актуальности сертификата и доверия потребителей могут проводиться регулярные проверки продукции на соответствие заявленным требованиям.

    В заключение

    Сегодня добровольная сертификация продукции становится стратегическим инструментом для развития бизнеса. Она способствует укреплению доверия на рынке, повышает лояльность аудитории и позволяет заявить о себе как о производителе, уделяющем особое внимание качеству продукта.

    В Калининграде подать заявку на прохождение добровольной сертификации можно в компании «Сертэкс». Мы являемся уполномоченным органом в Калининградской области и осуществляем все виды сертификации. Получить консультацию специалиста и подать заявку можно по телефону нашей компании с пн по пт без обеденного перерыва.